- Праздник Воздвижения Креста Господня по православному календарю
Праздник Воздвижения Креста Господня по православному календарю
27 (14 по старому стилю) сентября Русская православная церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - один из 12 главных, или двунадесятых, праздников православной церкви.
Обретение Креста, на котором был распят Иисус Христос состоялось в царствование римского императора святого Константина Великого.
До правления Константина римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить воспоминания о местах, где пострадал и воскрес Иисус Христос.
Император Константин (306-337), одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе знамение - Крест с надписью "Сим победиши". Он первым из римских императоров прекратил гонения на христиан. В 313 году Константин издал Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия.
По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, царица Елена, отправилась по его просьбе в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа и Крест, чудесное явление которого явилось для Константина знаком победы над противником.
Сохранились три различные версии предания об обретении святого Креста. Согласно наиболее древней, Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Иисуса Христа и гвозди, которыми Он был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, Крест был поднят (воздвигнут) епископом Макарием для всеобщего обозрения.
Вторая версия предания об обретении Креста, возникшая в Сирии в первой половине V века, относит это событие к III веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой - женой императора Клавдия II (269-270), а затем спрятан и вновь найден в IV веке.
Третья версия, также возникшая в V веке в Сирии, сообщает, что царица Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, позже указал место - храм Венеры. Елена повелела разрушить храм и провести раскопки. Были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Иуда же впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
Наиболее распространенной стала третья версия. Точная дата обретения Креста Господня неизвестна, предположительно событие имело место в 325 или 326 году.
После обретения святого Креста император Константин начал строительство ряда храмов, где должны были совершаться торжественные богослужения. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня, где был распят и погребен Иисус Христос, большая базилика Мартириум. День Обновления (освящения) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте распятия и воскресения Иисуса Христа 13 или 14 сентября (по старому стилю) стал ежегодно торжественно праздноваться, а воспоминание обретения Креста вошло в праздник Обновления.
В конце IV века праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в иерусалимской церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением, и праздновался в течение восьми дней.
Начиная с VI века Обретение Креста Господня (Крестовоздвижение) становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления иерусалимского храма Воскресения, который со временем стал предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.
Кульминацией богослужения праздника Обретения Креста Господня является момент, когда священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем (маслом). Во время общего поклонения Кресту поется тропарь (краткое молитвенное песнопение): "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим".
Крест лежит на аналое (подставка для икон или богослужебных книг) до 4 октября - дня отдания Воздвижения. На отдание праздника священник уносит крест в алтарь.
Для христиан крест является символом искупительной жертвы Иисуса Христа. Отмечая этот праздник, христиане проникаются сознанием, что они чтят этот символ, принимая обет смиренно нести "свой крест", целиком полагаясь на волю Божию.
Поскольку крест символизирует страдание, в праздник Воздвижения соблюдается строгий пост.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Патриарх Кирилл во время службы в праздник Воздвижения Креста Господня. Архивное фото
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.